Реабилитация после инсульта – это трудный ступенчатый процесс, во время которого очень важна правильная оценка своего состояния и динамики процесса. Как и в любой другой деятельности, сравнительный анализ имеет 2 стороны: субъективная и объективная.
В реабилитации субъективная оценка зависит в первую очередь от отношения самого больного к проблеме. Учитывая то, что психологическое и когнитивное состояния больного практически всегда нарушено, достоверность субъективной оценки ставится под сомнение.
Тогда, как осуществляется объективная оценка состояния больного после инсульта в реабилитации?
Самый простой способ – это шкалы и тесты.
Я предлагаю всем моим читателям, пройти несколько тестов, которые используются во всем мире для объективной оценки состояния больного после инсульта.
Мы пройдемся по ключевым моментам. Будем проводить оценку состояния руки.:
Степень пареза. Шкала Вейсса.
Методика: лежа, сидя или стоя. Просим поднять руки перед собой. Отмечаем баллы:
Балл | Характеристика силы | Степень пареза |
5 | Руки на одном уровне | Нет |
4 | Поднимает обе руки, однако больная рука слегка опускается под действием силы тяжести | Легкий |
3 | Может преодолеть силу тяжести и поднять больную руку, но не может держать руку перед собой | Умеренный |
2 | Не может преодолеть силу тяжести больной рукой и поднять руку | Выраженный |
1 | Мышцы в суставе больной руки сокращаются при попытке движения, но движения нет | Грубый |
0 | Нет движения и нет сокращения мышц | Плегия |
Спастичность. Шкала Ашворт
Методика: потребуется помощник. Помощник одной рукой придерживает больную руку в области верхней трети плеча, дугой рукой захватывает запястье. Проводится пассивное сгибание-разгибание в локте. Смотрим на эту таблицу и отмечаем нужный балл:
Балл | Описание тонуса |
0 | Тонус не изменен |
1 | Легкое повышение тонуса, ощущаемое при сгибании илиразгибании сегмента конечности в виде незначительногосопротивления в конце движения |
1+ | Незначительное повышение тонуса в виде сопротивления,возникающего после выполнения не менее половины объёмадвижений |
2 | Умеренное повышение тонуса, выявляющееся в течение всегодвижения, но не затрудняющее выполнение пассивныхдвижений |
3 | Значительное повышение тонуса, затрудняющее выполнениепассивных движений |
4 | Пораженный сегмент конечности фиксирован в положениисгибания или разгибания |
Боль. Визуальная аналоговая шкала
Методика: нужно выбрать балл от 1 до 10, и отметить его на линейке, где 0 – нет боли, 10- выраженная нестерпимая боль:
Функционально состояние руки. Тест Френчай
Функционально состояние говорит о том, насколько больная рука приспособлена к бытовой жизни и участвует в ней
Методика: для проведения теста потребует небольшой реквизит. Бельевая прищепка, линейка, карандаш, кружка, цилиндр (можно взять половину карандаша). Больной сидит за столом, руки лежат на коленях. Каждое успешно выполненное задание – 1 балл, не выполненное – 0 баллов. В конце складывается общая сумма.
№ | Задание |
1 | Удержать линейку и с ее помощью начертить линию, держа карандаш в другой (непораженной) руке. Задание считается выполненным успешно, если линейка удержится стабильно. |
2 | Взять в руку цилиндр диаметром 12 мм и длиной 5 см, поставленный вертикально на расстоянии 15-30 см от края стола, поднять на высоту около 30 см и затем опустить на место, не уронив при этом. |
3 | Взять стакан, наполовину наполненный водой и поставленный на расстоянии 15 – 30 см от края стола, отпить воды и поставить стакан на место, не расплескав при этом воду. |
4 | Снять, а затем установить на прежнее место бельевую прищепку, укрепленную на вертикальном колышке длиной 15 см и диаметром 10мм. Колышек укреплен на квадратной дощечке (длина стороны 10см), расположенной на расстоянии 15 – 30 см от края стола. Больной не должен уронить прищепку или колышек. |
4 | Причесать волосы (или имитировать причесывание). Больной должен расчесать волосы на макушке, на затылке, с правой и с левой сторон. |
Приспособленность к повседневной жизнедеятельности. Шкала Бартела.
Данная оценка отражает функциональную активность больного вцелом, т.е. как инсульт повлиял на его жизнедеятельность и как он к ней приспособлен.
Методика: нужно выбрать балл в вопросе относящийся именно к вам. В конце складывается общая сумма:
Прием пищи |
10 — не нуждаюсь в помощи, способен самостоятельно пользоваться всеми необходимыми столовыми приборами
5 — частично нуждаюсь в помощи, например, при разрезании пищи
0 — полностью зависим от окружающих (необходимо кормление с посторонней помощью)
Персональный туалет (умывание лица, причесывание, чистка зубов, бритье)
5 — не нуждаюсь в помощи
0 — нуждаюсь в помощи
Одевание
10 — не нуждаюсь в посторонней помощи
5 — частично нуждаюсь в помощи, например, при одевании обуви, застегивании пуговиц и т.д.
0 — полностью нуждаюсь в посторонней помощи
Прием ванны
5 — принимаю ванну без посторонней помощи
0 — нуждаюсь в посторонней помощи
Контроль тазовых функций (мочеиспускания, дефекации)
20 — не нуждаюсь в помощи
10 — частично нуждаюсь в помощи (при использовании клизмы, свечей, катетера)
0 — постоянно нуждаюсь в помощи в связи с грубым нарушением тазовых функций
Посещение туалета
10 — не нуждаюсь в помощи
5 — частично нуждаюсь в помощи (удержание равновесия, использование туалетной бумаги, снятие и одевание брюк и т.д.)
0 — нуждаюсь в использовании судна, утки
Вставание с постели
15 — не нуждаюсь в помощи
10 — нуждаюсь в наблюдении или минимальной поддержке
5 — могу сесть в постели, но для того, чтобы встать, нужна существенная поддержка
0 — не способен встать с постели даже с посторонней помощью
Передвижение
15 — могу без посторонней помощи передвигаться на расстояния до 500 м
10 — могу передвигаться с посторонней помощью в пределах 500 м
5 — могу передвигаться с помощью инвалидной коляски
0 — не способен к передвижению
Подьем по лестнице
10 — не нуждаюсь в помощи
5 — нуждаюсь в наблюдении или поддержке
0 — не способен подниматься по лестнице даже с поддержкой
Пройдите все эти тесты и напишите комментариях этой статьи ваши результаты в такой форме:
Номер проблемы (в том порядки, кот я дал) – получившийся балл
Например: 1-3, 2-4, 3-8, 4-5, 5-60
Я дам маленький комментарий по каждому случаю.
PS: Конечно, это будет не 100% достоверные рекомендации, но основное направление можно понять.
1-4, 2-3, 3-1+, 4-4, 5-95
1-4 2-1 3-2 4-3 5-95
Спасибо, Доктор за статью, всё понятно как всегда. Доктор вопрос от всех перенёсших приступ ОНМК. Какое время необходимо для восстановления в состояние до приступа при поражении правой, левой, обеих частей тела?
1-4, 2-2, 3-0, 4-1, 5-85.
Здравствуйте, Федор. Прокоментируйте, пожалуйста, мои успехи, достигнутые за полтора года. Спасибо.
1-5, 2-0,3-0,4-0,5-10,6-5,7-10,8-10,9-5,10-0.
1-4, 2-1, 3-1, 4-4,5-5,6-0, 7-5, 8-0
9-20,10-5, 11-15, 12-15, 13-10.
Меня несколько заинтересовал Ваш вывод ,что больные после инсульта :- *психологическое и когнитивное состояния больного практически всегда нарушено, достоверность субъективной оценки ставится под сомнение*.И тогда в чем смысл Вашего общения с такими в общем неадекватными людми. Ведь подразумевается ,что они априори дадут неправильные ответы и кстати их ближайшие родственники с таким большим свалившимся на них несчастьем-также,
С уваж. инсультник с 10-ти летним стажем(лев.стор.парез)